Многие из родителей сталкиваются с проблемой страха у детей перед стоматологическим лечением. Стоматологическая команда получает удовольствие, если ребенок пришел в кабинет спокойным, легко прошёл все этапы лечения и в хорошем настроении ушел домой. Для того, чтобы все было именно так, нужны объединенные усилия врачей и родителей. Вот самые распространенные факторы, влияющие на уровень сотрудничества ребенка:
- Семья.
- Внедрение настроений и моделей поведения родителей, братьев или ровесников. Дети впечатлительны и поэтому способны к имитации моделей, принятых в их окружении (родители, братья, ровесники, бабушки и дедушки). Высокая тревожность родителей негативно влияет на ребенка.
- Запугивание ребенка стоматологическим наказанием («если ты будешь есть много конфет, то у тебя испортятся зубы и стоматолог их выдернет»).
- Неправильная, хотя и добросовестная подготовка ребенка к визиту.
- Обсуждение стоматологических проблем в присутствии ребенка.
- Высокая тревожность ребенка, обусловленная внутренними и внешними причинами.
- Развитие и индивидуальность.
- Опыт формального обучения.
Принято считать, что пребывание ребенка в детском саду способствует повышению уровня его эмоционального контроля и уверенности в себе.
Вы можете подготовить ребенка к визиту и облегчить вхождение юного пациента в стоматологию.
- Рекомендуем посмотреть (позитивный!) видеоролик или мультфильм, детскую передачу на тему «визит к стоматологу». Это поможет ваработать модель поведения ребенка.
- Многие врачи приглашают малышей вместе с их родителями, пришедшими для лечения, чтобы познакомить ребенка со стоматологией. Повторный визит родителя может служить прекрасным пособием для моделирования поведения накануне первого стоматологического обследования ребенка. В таких ситуациях многие дети сами садятся в кресло после лечения родителей. В качестве моделей можно использовать также бабушек, братьев, сестер и др. детей.
- Также можно использовать ознакомительный визит перед лечением для снятия напряжения у ребенка.
- Лучше не рассказывать ребенку о стоматологических манипуляциях. На вопросы детей: «Мне будут делать укол?» и т. д. лучше ответить, что вы не знаете, доктор посмотрит и сам все расскажет.
- Формулируйте все в позитивном ключе.
Вот один из примеров:
Мать впервые привела четырехлетнюю Лену к врачу: «Иди, милая, никто тебе сегодня больно не сделает. Это просто проверка». Гораздо лучше было бы, если мать Лены сказала: «Иди, милая, покажи врачу, как ты хорошо чистишь свои зубки». Эта ситуация высвечивает роль, которую родители могут играть в формировании поведения ребенка, и показывает, что они являются важными участниками визита ребенка к стоматологу.
Детей 3-5 лет рекомендуем приводить на прием в первой половине дня, потому что они менее утомлены. Ребятишки такого возраста лучше чувствуют себя, когда кто-то из родителей находится вместе с ними в кабинете врача.
Детей школьного возраста лучше лечить во второй половине дня. Зачастую присутствие родителей и их комментарии отвлекают ребенка и мешают врачу завоевать его внимание, так, как он не может одновременно слушать и врача, и мать. Но бывают и исключения. Поэтому необходимость присутствия родителя в кабинете определяется индивидуально.
С детьми, которые при соблюдении всех условий, отказываются идти на контакт лучше обратиться к педиатру для назначения премедикации (подбираются успокоительные препараты, применяемые накануне лечения).